Call Close
+7 (495) 642 4097
Оставьте свой номер телефона и мы вам перезвоним!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Автофобия

Все больше автомобилей появляется на улицах больших и малых городов или на сельских дорогах. Все больше людей разного возраста и пола пробуют садиться за руль. Статистика показывает, что большинство тех, кто не становится «реальным водителем», сталкиваются отнюдь не с социальным, экономическим барьером (подобрать машину под финансовые возможности покупателя сейчас не является большой проблемой), а с собственными внутренними психологическими проблемами.

Если быть точным, термин автофобия (autophobia) изначально использовался в психологии для определения страха одиночества, страха быть наедине с собой. Однако современная жизнь добавила ему новое значение — «страх автомобиля». Да и, правда, как по-другому обозначить страхи, связанные с движением на высокой скорости в довольно сложном, оснащенном электроникой, аппарате в потоке десятков и сотен других мчащихся машин.

Страхи эти могут возникать не только у людей, управляющих машиной, но и у пассажиров и даже пешеходов. Ведь сделать свою жизнь совершенно независимой и безопасной от автомобилей в современном мире невозможно. В этом тексте мы хотим кратко рассмотреть три различные группы причин автофобии, и основные направления работы с ними психолога — автоинструктора.

Первая группа «Реальные страхи».

В психологии «реальными» или «настоящими» страхами называют страхи в отношении ситуаций, несущих в себе угрозу жизни, физическому здоровью или психическому состоянию человека. Процесс управления автомобилем требует быстрого анализа ситуации и точной координации движений в соответствии с принятым решением. Причем анализ и принятие решения в данном случае является сложным процессом, ведь водителю необходимо учитывать не только законы физики и правила дорожного движения, но еще и прогнозировать поведение других участников движения. Не мудрено, что в такой ситуации многим людям свойственно теряться и принимать как верные, так и ошибочные решения. Страх принятия неверного решения, страх попадания в аварию, можно отнести к реальным страхам, потому что эти ситуации действительно происходят на дорогах каждый день, являются общепризнанным фактом.

Поскольку это реальные страхи, способы «борьбы» с ними тоже вполне конкретны — например, тренинг навыков вождения, тренинг принятия экстренных водительских решений, тренинг развития распределения внимания. Вполне понятно желание начинающего водителя резко сократить период «неумелости» (когда руки-ноги не слушаются, глаза многого не замечают, а сознание просто не успевает за поступающей информацией). Увы, выработка водительских навыков действительно требует определенного времени и физически невозможно намного ускорить этот процесс. Однако, с помощью профессионального психолога -инструктора возможно оптимально приспособить процесс обучения к индивидуальным особенностям ученика, существенно уменьшить степень стресса начинающего водителя и предотвратить процесс превращения «реальных страхов» в автофобию. (Фобии — это иррациональные навязчивые страхи, которые неотвратимо обостряются и возрастают в определенных жизненных ситуациях). Лишь небольшая часть фобий, проявления которых очень сильны, являются клиническим состоянием, требующим специальной психиатрической помощи. Большая же часть фобий, связанных с управлением автомобилей исчезают, при систематической работе с психологом на индивидуальных встречах или на групповых занятиях. При этом главная характеристика такой работы должна заключаться в аккуратном и внимательном отношении к ученику — так как известно немало случаев, когда строгий и «напористый» стиль коммуникации инструктора лишь усиливал влияние фобий и делал невозможным дальнейший процесс обучения.)

Вторая группа «Мифы».

Мифы — это истории, реальные или выдуманные, значимость и количество которых сильно преувеличено. Вряд ли сейчас можно найти человека, который никогда не слышал про гаишников-вымогателей или не видел по телевизору множественные аварии автомобилей с обезображенными телами водителей и пассажиров. У этих мифов и задача такая — пугать. «Пугалки» — к сожалению, распространенный способ «социального воспитания», направленный на универсальное избегание «опасных объектов», а не на поддержку безопасного контакта с ними. (Например, мама говорит ребенку: «не подходи к собачке, она укусит!», вместо того, чтобы сказать: «Будь внимателен, приближаясь к собаке, не торопись ее сразу гладить. Если она виляет хвостом, ластится к тебе, попробуй аккуратно ее погладить. Если она отстраняется и рычит — значит она может укусить!»). «Пугалки», с одной стороны, «охраняют» нас от возможной опасности, а с другой стороны, делают это стереотипно и могут надолго притормозить развитие наших способностей и возможностей во всех зонах, в которых существуют риски (начиная от вождения машины до мужско-женских отношений)

Другая категория мифов — «идеализация». Например, миф о том, что «настоящие водители» видят и контролируют все вокруг, что они способны предугадать любое развитие ситуации и предотвратить ДТП. Этот миф представляет водителя неким «полубогом», и уж куда нам, «простым смертным» до него, конечно, мы просто неспособны достичь этого идеала, даже если будем очень стараться.

Также к мифам можно отнести и «социальные стереотипы», например, про «женщину за рулем». Обилие анекдотов и присказок на эту тему (типа грубых шуток про «мартышку с гранатой») может изрядно попортить кровь любой начинающей водить женщине. Про успешных в управлении техникой женщин «общественные мифы», напротив, молчат. Хотя этих женщин немало и они известны: например, знаменитая французская автогонщица Мишель Мутто, или российская раллистка, мастер спорта Ирина Софиева, победительница Европейского Гран-при, или чешская автомобилистка Элизабет Юнек.

В жизненной практике мифы развенчиваются двумя основными способами: либо путем их проверки и началом самостоятельного автовождения, либо при взаимодействии с опытными успешными людьми, которые уже давно и уверенно ездят.

Психолог — инструктор использует для «обезвреживания» мифов как создание общедоверительной поддерживающей атмосферы в отношениях с водителем, так и целенаправленную работу по «разжевыванию стереотипов»: выделение «здоровых опасений» и нахождение способов уменьшения рисков, и разрушение негативных «нездоровых» установок в мифе.

Третья группа «Личный опыт».

У каждого человека есть свой индивидуальный опыт, который влияет на его жизнь ничуть не меньше, а скорее даже больше, чем все мифы, вместе взятые. Этот опыт сильно отличается у различных людей, выросших в различных социальных условиях. Во многих случаях, если этот опыт позитивный и успешный, ни один стереотип не сможет отвратить человека от намеченной цели. В том же случае, когда опыт неприятный или даже травматичный, начать новую деятельность бывает настолько тяжело, что это кажется почти невозможным.

Сложнее всего отношения с автомобилями складываются у людей, побывавших в больших автомобильных катастрофах или потерявших в авариях близких людей. Их тяжелый опыт зачастую заставляет их «обвинять» автомобиль или же наоборот — самих себя в случившемся.

Опыт работы с такими людьми показывает, что наиболее эффективной является параллельная работа психолога-консультанта и автоинструктора. Особенно ценным для таких клиентов является психологическое сопровождение в условиях реального вождения. Часто люди с трудным опытом отказываются от автомобиля, но для тех, кто все-таки решил стать водителем, существует большой арсенал психологических и инструкторских приемов, которые позволят стать успешным водителем.

В заключение этого текста напомним, что автомобиль является всего лишь инструментом, который в умелых руках и при гармоничном психологическом состоянии водителя может оказаться чрезвычайно полезным и приносящим удовольствие и радость, а в руках человека, недостаточно обученного и психологически напряженного — опасным оружием и для самого себя и для других. Психолог — автоинструктор помогает начинающему водителю, независимо от уровня реальной опасности, влияния социальных мифов и трудностей индивидуального опыта (или даже неблагоприятной для вождения характерологии), максимально превратить автомобиль в полезный и эмоционально-приятный инструмент.

Не пропустите наши новые статьи!